Блог

Много познавательных статей. Улучшите свой образ жизни прямо сейчас!

Возрастные кризисы психического развития детского и подросткового возраста

Под возрастными кризисами принято понимать краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка. В отличие от невротических кризисов, возрастные носят нормативный характер, обусловленный потребностью разрешения возрастного личностного конфликта, являются необходимым и закономерным этапом в жизни ребенка.

Кризисные периоды следуют за продолжительными стабильными, которые длятся по несколько лет и характеризуются плавным течением процессов психического развития, без резких перемен в личности, и лишь в завершении периода изменения дают качественный скачок, т.е. появляются психические новообразования, которые становятся устойчивыми в структуре личности.

Кризисные периоды

Кризисный период напротив, длится недолго, от 2-х месяцев до полугода, а в подростковом возрасте– до года. Кризис, как правило, характеризуется выраженными эмоциями, конфликтностью, аффектами. Родители часто отмечают: «…ребенок не слушается«. Психические новообразования, которые появляются в этот период, неустойчивы и в следующий стабильный период они либо трансформируются, либо поглощаются, либо отмирают. Кризис начинается и заканчивается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода.

Особенности протекания возрастных кризисов

Всем возрастным кризисам присущи общие особенности. Так в это время дети становятся непослушными, активно конфликтуют со значимыми взрослыми, могут грубить, раздражаться, не выполнять привычных требований, демонстрируют негативизм, упрямство. В школьном возрасте снижается работоспособность, падает интерес к занятиям и как следствие снижается успеваемость.

Следует отметить, что не у всех детей течение кризиса столь бурное. Кризисный период может быть краткосрочным, практически незаметным. Характер, продолжительность и выраженность кризисных периодов обуславливаются как индивидуальными особенностями, так и социальными условиями.

Возрастной кризис является своеобразным испытанием для родителей, которым зачастую приходится практически заново выстраивать отношения с ребенком, существенно менять стратегию воспитания. Следует предостеречь родителей от попыток вернуть ребенка в «привычное русло» директивными методами, исследованиями показано, что при этом в ряде случаев может наблюдаться последующая задержка в развитии волевой и аффективной сферы ребенка. Важно найти баланс между необходимостью предоставления ребенку большей степени свободы и обеспечением его безопасности во всех смыслах.

Большой вклад в теорию кризисного развития внес Л.С.Выготский. Он выделял следующие кризисные периоды в психическом развитии ребенка:

-кризис новорожденности,

-кризис одного года,

кризис 3 лет,

кризис 7 лет,

-кризис подросткового возраста,

кризис юности.

Ниже приведена его классификация возрастных кризисов.

    • Кризис новорожденности — первый но далеко не последний кризис в жизни ребенка. Кризис связан с резким изменением условий существования плода в момент рождения.
    • Кризис одного года — обусловлен тем, что ребенок начинает отделять себя от взрослых, у него появляется речь, навыки ходьбы. Ребенок обретает определенную самостоятельность, однако его возможности еще ограничены как недостаточным развитием навыков общения и передвижения, так и опекой взрослых. В этот и следующий кризисные периоды родителям необходимо поощрять инициативу и стремление к самостоятельности у ребенка, однако при этом важна последовательность в запретах.
    • Кризис трех лет — связан с осознанием и выделения ребенком собственного «Я». Суть кризиса — в перестройке его взаимоотношений со взрослыми. Основные симптомы – негативизм, упрямство, своеволие, строптивость. «Я сам» — вот девиз этого периода.

  • Кризис шести-семи лет — время рождения социального «Я» ребенка, осознания первой социальной роли – школьника. В этот период у ребенка возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях, что приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Появляется так называемая смысловая основа поступка, однако при этом утрачивается детская непосредственность. Ребенок зачастую манерничает, наблюдается искусственность его поведения. Обычно кризис протекает достаточно спокойно, не доставляя особых хлопот взрослым.
  • Кризис подростковый — период полоролевой идентификации, сопровождаемый физиологической перестройкой организма. Подросток активно стремится изменить сложившиеся отношения со взрослыми, войти в их мир уже полноправным членом. Значимость родителей и учителей резко падает, значимым становится коллектив сверстников. Подростку важно самоутвердиться, получить признание товарищей. Ради этого подросток готов на многое, даже поступиться своими убеждениями. Возможно это самый сложный кризис для родителей. Утрачиваются сложившиеся доверительные отношения, ребенок не слушается, может хамить, вплоть до нецензурных выражений. Успеваемость падает, все интересы сосредоточены на товарищах. Считается, что наиболее эффективной стратегией в этот период является так называемая тактика «опосредованного сопровождения» ребенка.
  • Кризис юности 16-18 лет — период завершения полового развития, переход в стадию физической и социальной зрелости. Юноши и девушки входят во взрослую жизнь, определяются с будущей профессией. Однако они еще зависимы от взрослых, и возникшая неопределенность положения и разноречивость предъявляемых требований и составляет суть этого кризисного периода.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис зрелого возраста 55-60 лет, кризис старости

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Теория привязанности — первичная привязанность

Под первичной привязанностью принято понимать вид эмоциональной …

Возрастные кризисы психического развития детского и подросткового возраста

Под возрастными кризисами принято понимать краткие, но бурные стадии, …

Проблемы детей. Типы родительского воспитания

Нередко на консультацию к психологу приходят родители с проблемами …